Агентство «Кабар» взяло эксклюзивное интервью у директора Государственной инспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве Кыргызстана Калысбека Жумаканова

Начало года, настроение наших предпринимателей и правительства было омрачено новостью о запрете Казахской стороной транзита автомобильным путем кыргызской мясомолочной продукции через соседнюю республику. Позже стало известно, что перевозка наших товаров будет осуществляться в прежнем режиме. Кроме этого, расширился и ассортимент товаров. Узнать истинные причины запрета и о том, был ли на самом деле запрет и о других проводимых работах ведомства агентство «Кабар» взяло эксклюзивное интервью у директора Государственной инспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве Кыргызстана Калысбека Жумаканова.

- Калысбек Туратбекович, расскажите более подробно, что и как было, и был ли на самом деле запрет с казахской стороны на транзит кыргызской мясомолочной продукции автомобильным путем?

- Да, действительно 31 декабря прошлого года по электронной почте нами было получено письмо от имени заместителя министра сельского хозяйства Казахстана Гульмиры Исаевой с неоднозначным содержанием. В письме говорилось, что соседняя Республика вводит запрет на транзит кыргызской продукции, а именно мясомолочной продукции автомобильным транспортом и разрешает транзит железнодорожным путем. При этом казахская сторона не указывает причин введения запрета. В условиях ЕАЭС транзит должен осуществляться беспрепятственно через все страны-участницы данного союза и такое одностороннее решение противоречит условиям самой ЕАЭС. В связи с этим нами письмо было изучено, далее отправлено сообщение в правительство и в парламент. Также обращение с пометкой дать разъяснения по поводу содержания письма казахской стороне. Немного позже уже от имени самого министра сельского хозяйства Казахстана Аскара Мырзакеримова было получено письмо, в котором они дали опровержение, также говорилось считать первое письмо неправильно сформулированным и недействительным. Кроме этого, было обозначено разрешение на транзит более 86 видов кыргызских товаров, 40 из них автомобильным путем и 46 - железнодорожным путем. Отмечу, что транзит не прерывался, и все перевозки продолжают осуществляться беспрепятственно.

- Также известно, что Казахстан по сегодняшний день не снял ветеринарно-санитарный контроль на нашей границе. Кроме этого, 26 декабря 2016 года в ходе заседания Высшего Совета ЕЭК в Санкт-Петербурге Казахстан принял решение оставить контроль. Расскажите, в чем причины отказа соседей снимать контроль?

- Казахстан по-прежнему не снимает контроль. Но, скажу честно, для этого у соседей веских оснований нет. Добавлю, что в декабре у нас в Кыргызстане была инспекция от ЕАЭС, куда входили специалисты от каждого участника. По итогам инспекции они все дали положительные оценки. Далее на заседании в Санкт-Петербурге все страны, кроме Казахстана, поддержали нашу ветслужбу. Все страны, кроме Казахстана, признают эквивалентной наши ветеринарные и фитосанитарные меры, но Казахстан почему-то по-прежнему против. А в условиях ЕАЭС, если одна страна против, то дальше пройти не получится. Мы в течение года усиленно работали над снятием контроля на кыргызско-казахской границе, в итоге в конце года получили отказ. Но нельзя сказать, что наша ветслужба и ее состояние не соответствует требованиям. В этом году мы проводили оценку нашей службы с нашими иностранными партнерами, которые обслуживают ВТО. Точнее это Международное Эпизоотическое Бюро (МЭБ). Ее сотрудники приезжали к нам и изучили полностью состояние нашей службы. В конце они дали нам среднюю оценку от 2 до 4 балов по 46 позициям и требованиям. Здесь нужно подчеркнуть, что оценку в 4 или в 5 балов не могут получить даже развитые страны самой Европы. Мы с момента вхождения в ЕАЭС усиленно работаем над соответствием. Как я выше отметил, объединенная комиссия ЕАЭС, которая была в декабре, дала хорошую оценку. Соответственно, нельзя сказать, что мы выглядим хуже на фоне остальных. В будущем мы будем только улучшать показатели.

- При вхождении Кыргызстана в ЕАЭС были условия, что нашу страну поддержат при начальных этапах адаптации к рынку. В рамках этого были условия, что у нас за счет союзников будут построены фитосанитарные лаборатории. Расскажите о реальной ситуации вокруг лабораторий.

- На сегодня мы получили помощь в виде оборудования на сумму 1 млн 800 тыс долларов США только от России. Здесь следует отметить, что это только первый этап, а всего их будет два. Второй этап реализации планируется в этом году. Пока это поддержка в виде оборудования, остальное мы строим своими силами. В целом в будущем году планируем построить 4 новых лаборатории и восстановить еще 13. На сегодня в стране функционируют 2 лаборатории в Бишкеке и Оше, отвечающие всем требованиям ЕАЭС. Казахстан тоже поддерживал инициативу оказать содействие, но пока от них никакой помощи мы не получали.

- Казахстан хорошо освоил наш рынок. Но нельзя сказать, что качество товаров соседей отвечают всем стандартам. К примеру, есть много фактов контрабандного товара из соседней республики, качество которых тоже может вызывать опасения. Исходя из этого, можно ли полагать, что товары самого Казахстана отвечают всем требованиям?

- Понимаете, процедура введения запрета на ввоз определенных товаров есть везде. К примеру, у нас тоже в данное время есть запрет на ввоз казахских мясопродуктов, а именно говядины по причине обострения нодулярного дерматита и запрет на куриное мясо. Также есть запрет на свинину из некоторых областей России по причине заболеваемости африканской чумой. Некоторые грузы по приезду в Кыргызстан отсылаем обратно. К примеру, из Китая прибыло некачественное мясо объемом более тонны, отправили обратно. Могу сказать уверенно, что наша ветслужба работает очень четко в этом плане. Нельзя ни в коем случае допускать, чтобы в страну попадали сомнительные продукты, которые могут перевозить с собой разные инфекции и заболевания. Соответственно, в Кыргызстан ввозятся товары, которые имеют сертификаты качества. А при запретах на ввоз всегда объясняется причина таких мер.

- Калысбек Туратбекович, вернемся к проблемам внутри страны. В конце прошлого года были выявлены факты продажи мертвечины на рынках. Кроме этого, отдельное опасение вызывает качество мясопродуктов, используемых общепитом столицы. При этом факты выявляются с регулярной частотой. Расскажите, как боритесь с этим и почему до сих пор не пресечена продажа некачественного мяса?

- На любых рынках и точках, где ведется торговля, работают наши специалисты. Любое мясо по прибытию на рынок сначала проходит проверку у нашего специалиста ветеринара и только потом реализуется. А в свою очередь мертвечина продается в неустановленных местах, где то стихийно. Возможно, это может быть рядом с большим рынком как Ошский рынок, но точка продажи не входит в территорию рынка. Но это не говорит, что мы не боремся с этим. Факты продажи выявлялись нами и до этого. Когда мы пресекали, бывали случаи, когда на наших сотрудников нападали и избивали. По поводу стихийной торговли, мы не раз обращались в мэрию, в правоохранительные органы с просьбой пресечь такие факты и закрыть точки стихийной торговли. Также просили установить посты в Кемине, в ущелье Чычкан и Сосновке. Такие грузы в основном перевозят общественным транспортом, автобусами. В данное время создана межведомственная рабочая группа. Уже первые результаты есть. При разрешении таких проблем всегда нужен комплексный подход.

- В заключение расскажите, как проводится процесс идентификации животных?

- Процесс идентификации животных, как пилотный, начался 22 апреля прошлого года. С тех пор был сделан ряд комплексных работ. При этом нельзя сказать, что не было проблем. К примеру, при закупке бирок участвовало 25 компаний, одна победила, остальные 24 недовольны, некоторые ходят и жалуются, подают в суды. Все это ощутимо сказывается в самой работе идентификации животных. Но, невзирая на это, мы движемся по графику. Также следует отметить, что для идентификации мы не создали ни одного штатного рабочего места и не потратили бюджетные средства. А до этого о процессе идентификации животных говорили три года, и подсчитывали примерный расход в 25 млн долларов. Но мы сейчас реализуем без бюджетных средств. К этому делу мы привлекли ветеринаров-частников, создали им условия, дали печать и возложили на них ответственность. Каждому из них выдали смартфоны, ноутбуки. Сама база данных в данное время содержится во Франции у французских экспертов. Мы с ними тесно работаем, как только у нас будут готовые специалисты, перевезем базу данных в Кыргызстан. Что касается качества бирок, то в селе Люксембург, где надели бирки на 592 коров, выпало только три, в двух случаях бирки оторвало вместе с ухом. В среднем фермеру идентификация одного животного обойдется примерно в 70, 80 сом, внутри которого и есть заработная плата самого ветеринара. В этом году в первом полугодии мы уже должны закончить идентификацию коров, далее по остальным животным и к концу года большая часть работы будет выполнена.

- Вы отметили частных ветеринаров, а кто будет вести надзор за качеством их работы?

- Что касается качества ветеринаров, то прежде, чем допустить их к делу, мы создали для них специальный тест, только после его прохождения ветеринар сможет получить сертификат и допуск к работе. При этом нужно отметить, что сам тест содержит более 300 вопросов, там же есть и комиссия. Так что просто так без хорошего уровня образования пройти тест не удастся. А в целом, возложив ответственность на частных ветеринаров, нам удалось в разы сэкономить на бюджетных средствах. Кроме этого, сделали хорошую рабочую обстановку и для самих ветеринаров. Если сравнить, то это наподобие частных нотариусов, которые выполняют по большому счету государственные дела, при этом еще и отчисляют деньги в бюджет.

В заключении Калысбек Жумаканов отметил, что в этом году ведомство будет усиленно работать в соответствии установленного плана, также планируется довести до конца процесс идентификации животных и добиться снятия ветеринарно-санитарного контроля с казахской стороны.

Беседовал Аман Алымбеков ИА «Кабар»

добавлен 20.01.2017
Статистика
Макропоказатели
ВВП, млр сомов 149,7
Темп роста ВВП 105,7
Промышленность 116,7
Сельское хозяйство 101,8
Строительство 104,3
Сфера услуг 101,4

 

Курс валют
Курс валют к сому

 

Галерея

Как нас найти?

Карта проезда

Статистика

Материалов
Документов
Фотографий
Видеогалерея
2578
645
745
28

Контакты

Кыргызская Республика, 720010, г. Бишкек, ул. Калык Акиева 95, 8 этаж
+996(312) 90-36-12
office.kspp@gmail.com