Эксперты подсчитали, в СМИ какой страны евразийская интеграция воспринимается лучше всего
Центр изучения перспектив интеграции (ЦИПИ) и Институт социологии НАН Беларуси представили в Москве Евразийский медиаиндекс – исследование о том, как СМИ в странах Евразийского союза оценивают евразийскую интеграцию и как относятся к странам-партнерам. Соответствующий доклад презентовали в Российском совете по международным делам (РСМД) в Москве с участием журналистов, социологов и аналитиков из всех стран ЕАЭС. Выводы получились неожиданными.
Авторы исследования проанализировали информационное поле Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России в I квартале 2017 г. Медиаиндекс складывается из нескольких элементов, среди которых – тональность публикаций, степень официоза в сообщениях СМИ, освещение в государственных и деловых СМИ. Чем выше индекс – тем выше интерес и более позитивна тональность в СМИ.
В Армении в выборку попали 1702 сообщения (60 СМИ), в Беларуси – 3992 (100 СМИ), в Казахстане – 3254 (100 СМИ), в Кыргызстане – 2519 (60 СМИ), в России – 10312 (100 СМИ).
Самые высокие показатели индекса зафиксированы в Кыргызстане (77%) и Казахстане (74%), самые низкие – в России (60%) и Беларуси (50%).
Результаты исследования показали, что наиболее широко евразийская интеграция представлена в информационном поле Кыргызстана. В частности, в республике зафиксировано наиболее активное освещение интеграционных процессов в государственных и деловых СМИ.
Напряженность в российско-белорусских отношениях, связанная с вопросом цен на российские энергоносители и доступом белорусских товаров на российские рынки привела к тому, что тональность медийных сообщений о России в Беларуси была самой негативной по сравнению с другими партнерами по ЕАЭС. Аналогично, в российском медиаполе самая негативная тональность материалов о ЕАЭС связана с Беларусью.
Наибольшее внимание среди всех стран ЕАЭС к евразийской интеграции в публичной сфере проявляют чиновники Казахстана. Это отражается в официальных заявлениях. Однако, как показало исследование,
государственные СМИ Казахстана уделяют немного внимания продвижению интеграционной повестки на общественном уровне. Этот показатель здесь в Казахстане – самый низкий среди стран ЕАЭС.
В медиаполе Армении сложилась асимметричная ситуация. ГосСМИ – среди лидеров в плане освещения интеграции в Союзе, однако деловые СМИ уделяют минимальное внимание интеграции.
В целом, авторы исследования констатируют пока достаточно низкий уровень интереса в медиаполе к проблематике Евразийского экономического союза.
«ЕАЭС пока не воспринимается как стержневой внешнеэкономический проект государства, а рассматривается как одно из направлений его деятельности», – полагают эксперты.
При этом, одной из главных проблем в исследовании называется дефицит качественных информационных поводов, интересных деловым СМИ и бизнес-сообществу в целом.